Кадастровая стоимость - рыночная стоимость объекта недвижимости, установленная в процессе государственной кадастровой оценки, определённая методами массовой оценки, или, при невозможности, рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

ООО Агентство «Вита-Гарант» готово предложить полный перечень услуг по оспариванию кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости, в том числе:

- сбор документов для подачи заявления;

- составление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

- подача заявления;

- участие в комиссии (при необходимости, внесение изменений в отчет об оценке по требованию комиссии);

- в случае отказа комиссии в принятии результатов оценки - оспаривание действий и выводов комиссии, также в случае отказа комиссии подача искового заявления в суд, участие в судебном заседании.

В случае отказа комиссии и судебных органов по изменению кадастровой стоимости Вашего участка на основании заявления об установлении в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке, выполненного нашей организацией (но этого точно не произойдет), мы гарантируем возврат денежных средств, заплаченных Вами за нашу работу в полном объёме.


Основания для пересмотра кадастровой стоимости

Оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости существует только два:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости

Действующее законодательство предусматривает два варианта процедуры оспаривания кадастровой стоимости:

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в суде (п. 2 ст. 403 НК РФ).

Заявитель самостоятельно выбирает, в каком порядке оспаривать кадастровую стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. При этом, рассмотрение в комиссии имеет ряд преимуществ перед судебным:

• быстрое рассмотрение спора (в течение месяца);

• отсутствие судебных расходов, в том числе, необходимости уплачивать госпошлину;

• возможность в последствии обратиться в суд для оспаривания, если решение комиссии  не устроит заявителя.

Такие комиссии функционируют при каждом управлении Росреестра в регионах России, в том числе в г.Челябинске.


Документы, необходимые для проведения процедуры оспаривания кадастровой стоимости (ст. 22, 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" от 03.07.2016 N 237-ФЗ:

  1. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  3. Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  4. Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого подлежит установлению в размере рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа. Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете;
  5. Доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости в нашей организации:

1. Подача заявки на расчёт рыночной стоимости недвижимости для целей оспаривания его кадастровой стоимости;

2. Проведение предварительного расчёта рыночной стоимости и установление целесообразности выполнения работ;

3. Заключение договора на оценку;

4. Сбор документации на объект;

5. Проведение осмотра объекта оценки;

6. Составление Отчёта об оценке;

7. Передача Отчёта заказчику;

8. Выход специалиста на комиссию в Росреестр.


Документы необходимые для проведения оценки при оспаривании кадастровой стоимости недвижимости:

  • Выписка из ЕГРН (на земельный участок и/или на объект капитального строительства);
  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • Технический паспорт на объект капитального строительства (при оспаривании кадастровой стоимости ОКС);
  • Сведения об ограничениях и обременениях (земельного участка и/или объекта капитального строительства);
  • Сведения о состоянии и наличии инженерных коммуникаций;
  • При наличии, сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке.
  • Данные по балансовой стоимости и земельному налогу (либо арендным платежам) для юридических лиц.
  • Паспортные данные Собственника (первый лист и прописка), либо данные предприятия для заключения договора на оценку.
  • Также дополнительно могут потребоваться иные документы по дополнительному запросу специалиста.

Узнайте потенциал снижения


Заполните форму и мы вышлем Вам коммерческое предложение на оценку с расчётом потенциала снижения кадастровой стоимости Вашего земельного участка 





Предложение только для участков в г. Челябинске 74:36:ХХХХХХХ:ХХХХ

Эффективность нашей работы


более 180


Объектов, по которым нами была оспорена кадастровая стоимость

более 2млрд


 Рублей суммарно сэкономили наши клиенты на налоге после оспаривания 

более 70%


Среднее снижение кадастровой стоимости по наши Отчётам 

100%


Всех наших Отчётов по оспариванию кадастровой стоимости приняты комиссией

Примеры снижения кадастровой стоимости наших клиентов

Снижение кадастровой стоимости 32 участков промышленного назначения в г. Челябинск

Снижение стоимости на: в среднем на 73%

Величина снижения: более 1 350 000 000 руб. 

Снижение кадастровой стоимости торгового сооружения в г. Челябинск

Снижение стоимости на: 50,43%

Величина снижения: 

33 962 970,86 руб. 

Снижение кадастровой стоимости 1 участка 

промышленного назначения в г. Челябинск

Снижение стоимости на: 78,57%

Величина снижения: 

109 356 599,18 руб. 

Снижение кадастровой стоимости 1 участка 

промышленного назначения в г. Сатка

Снижение стоимости на: 67,04%

Величина снижения: 

5 596 768,48 руб. 

Снижение кадастровой стоимости 1 участка 

торгового назначения  в г. Копейск

Снижение стоимости на: 88,64%

Величина снижения: 

126 304 436,61 руб. 

Полезные ссылки на нормативные источники

На сайте ОГБУ «ГосКадОценка по Челябинской области» (http://gko74.ru/), в Фонде данных государственной кадастровой оценки и на сайте Росреестра все желающие могут ознакомиться с промежуточным отчетом об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категории "Земли населенных пунктов", расположенных на территории Челябинской области.

Результаты оценки Минимущества планирует утвердить в ноябре 2020 года. Результаты вновь определенной кадастровой стоимости будут применяться для исчисления налога с 1 января 2021 года.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.


Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (с изменениями и дополнениями):

Статья 22. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

1. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

2. Комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании.

4. Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

5. Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию путем его направления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

6. Днем подачи заявления об оспаривании в комиссию считается день его представления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

7. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

8. В состав комиссии входят один представитель уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, один представитель органа регистрации прав и один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. В состав комиссии могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии. В состав комиссии должно быть включено не менее пяти членов.

9. К заявлению об оспаривании прилагаются:

1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

10. Заявление об оспаривании не принимается к рассмотрению без приложения указанных в части 9 настоящей статьи документов. К заявлению об оспаривании могут прилагаться иные документы помимо указанных в части 9 настоящей статьи.

11. Комиссия в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления об оспаривании направляет отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, в бюджетное учреждение.

12. Лица, осуществившие определение кадастровой и рыночной стоимости, представляют пояснения для их рассмотрения на заседании комиссии, а также приглашаются для участия в заседании комиссии.

13. Комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании направляет уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.

14. Срок рассмотрения комиссией заявления об оспаривании не может превышать тридцать дней со дня его поступления.

15. Комиссия вправе принять:

1) решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

2) решение об отклонении заявления об оспаривании.

16. В случае принятия комиссией решения об отклонении заявления об оспаривании в таком решении должно быть указано обоснование такого решения.

17. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

18. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов.

19. Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость.

20. Порядок работы комиссии устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

21. Порядок создания комиссии устанавливается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

22. Решение комиссии может быть оспорено в суде.

22.1. Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

23. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью 7 настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Статья 22.1. Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости

1. Кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

3. Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

5. К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

6. Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.

7. Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

8. Заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:

1) если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

2) если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

3) если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.

9. Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

10. Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

11. Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

12. В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.

14. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости бюджетное учреждение направляет в орган регистрации прав копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный с соответствующим заявлением.

15. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

16. В течение трех рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению.


Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ:

Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества


абз. 4 п. 15. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.